ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ «ПОРТРЕТ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»-2016

При поддержке Творческого Союза Художников России
Выставка «Русская литература и Крым»
Дом-музей Марины Цветаевой, 30 июля – 14 августа 2016 года
Открытие выставки 30 июля 2016 года в 16.00

Участники выставки:

Народный художник России Геннадий Севостьянов, художник и скульптор Дмитрий Жилов;
Заслуженные художники России:  Геннадий Животов, Валерий Рябовол, Николай Чибисов, скульптор Иван Коржев;  художники: Раиса Арефьева, Сергей и Виктория Афонские, Павел Борисов, Татьяна Горелова,  Леонид Козлов, Наталия Неделькина, Маргарита Сюрина,  иконописец Людмила Чибисова и скульптор Владимир Чибисов

Руководитель проекта «Портрет Российской Словесности» - художник Маргарита Сюрина

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

Эти пределы прекрасны уж тем,
Что однажды под вечер
Пушкин на них поглядел с корабля,
По дороге в Гурзуф...

Максимилиан Волошин

Третий сезон художественного проекта «Портрет Российской Словесности» открывается 30 июля 2016 года в Доме-музее Марины Цветаевой (Борисоглебский переулок, дом 6) экспозицией «Русская литература и Крым». В камерных залах музея художники-участники проекта представят портретную галерею русских поэтов, писателей и деятелей культуры, чьи судьбы и творчество неразрывно связаны с древней землёй крымского полуострова. Связаны неразрывно, но очень по-разному: Максимилиан Волошин построил здесь дом, ставший не только удивительно творческим, но и спасительным местом для многих людей отечественной культуры в лихие времена, увлеченно и преданно писал Крым словом и кистью; а Владимир Набоков был здесь совсем юным и навсегда покинул Россию, отчалив от крымских  берегов на судне «Надежда»  15 апреля 1919 года. Был он здесь недолго, но написал поэму «Крым» (1920) удивительно тонкую и точную по колориту, замечательный цикл ранних стихов о Крыме и каждый читатель, знакомый с творчеством гениального писателя, найдет отголоски крымских образов в творчестве Набокова – от рассказа «Машенька» до романов «Пнин» и «Другие берега».

Леонид Козлов. Федор Шаляпин - русский царь над небоскребами Америки. 2016
Леонид Козлов. Федор Шаляпин - русский царь над небоскребами Америки. 2016
Павел Борисов. Алые паруса. 1999
Павел Борисов.
Алые паруса. 1999
Леонид Козлов. Марина Цветаева  и Сергей Эфрон с детьми. 2016
Леонид Козлов. Марина Цветаева и Сергей Эфрон с детьми. 2016

Антон Павлович Чехов жил и творил в Гурзуфе и Ялте, создавая целый ряд бессмертных персонажей, а Анна Андреевна Ахматова всего лишь бывала в Севастополе в юности, отказываясь грести на водных прогулках наравне со всеми; Фёдор Иванович Шаляпин пел в гостях у князя Льва Николаевича Голицына - в знаменитом гроте Нового Света для последнего русского Государя-императора и его семьи, а Александр Куприн писал «Лестригонов» - о Балаклаве и тамошних рыбаках.

Александр Грин создавал здесь свой романтически-возвышенный мир, сотканный из ветра, волн и парусов, а Осип Мандельштам грустное и даже страшное стихотворение «Старый Крым» и критические статьи о превратном толковании в документальном  советском кинематографе  роли крымско-татарского народа в истории полуострова. Здесь, в Коктебеле у Макса Волошина познакомились Марина Цветаева и Сергей Эфрон; здесь, в Алупке, Александр Сергеевич Пушкин получил в подарок от графини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой древний сердоликовый караимский перстень – воспетый самим поэтом знаменитый талисман, оберегавший его до последних дней.

Здесь Лев Николаевич Толстой во многом сформировал свое творческое видение – от увиденных страшных картин войны во время обороны Севастополя («Севастопольские рассказы») до гениального философского осмысления этой темы в романе «Война и мир». Лев Толстой гостил у графини Софьи Паниной и в последние годы своей жизни – тяжело больной русский гений приехал в Гаспру осенью 1901 года, где провел девять месяцев и несколько раз был при смерти – и в Ялту шли бесконечные телеграммы из всех стран мира: «Что Толстой?..» Именно здесь, у подножия апостольской крымской вершины  Ай-Петри (Святого Петра) он и написал тогда своё знаменитой письмо Государю-императору, начинавшееся словами апостольского послания: «Любезный брат мой...»

Маргарита Сюрина. Из цикла «Художник и Гора». Ай-Петри и Лермонтов. 2016
Маргарита Сюрина.
Из цикла «Художник и Гора». Ай-Петри и Лермонтов. 2016
Маргарита Сюрина. Из цикла «Художник и Гора». Ай-Петри и Толстой. 2016
Маргарита Сюрина.
Из цикла «Художник и Гора». Ай-Петри и Толстой. 2016
Маргарита Сюрина. Из цикла «Художник и Гора». Ай-Петри и  Набоков. 2016
Маргарита Сюрина.
Из цикла «Художник и Гора». Ай-Петри и Набоков. 2016

Традиционно в отечественном литературоведении считается, что Михаил Юрьевич Лермонтов никогда не был в Крыму; однако же, существует литературная мистификация Павла Петровича Вяземского, опубликованная им в 1887 году в журнале «Русский архив» - письма французской поэтессы Адель Омер де Гелль. Согласно этому источнику Лермонтов и Адель посетили имение Нарышкиных-Шуваловых в Мисхоре в 1840 году, где поэт написал стихотворное посвящение Адель на французском в знаменитом парке «Софиевка» под... березой. Береза в парке действительно росла, «Письма Адель» были написаны столь убедительно – с подробным описанием Симеиза, Алупки, Мисхора, - что современники приняли публикацию за чистую правду. В 1930-х годах «мисхорский миф» был развенчан, однако уже 1980-х годах рассматривается обоснованность мистификации Вяземского,  в частности, биограф Лермонтова Эмма Герштейн высказывается о косвенных свидетельствах (письмах, дневниках) тайного появления Михаила Лермонтова в Мисхоре.

Всё это, помноженное на авторское видение темы каждым художником-участником, ожидает посетителя выставки «Русская литература и Крым» в музее Марины Цветаевой с 30 июля до 14 августа 2016 года. С обязательным участием на наших выставках образов Святых – ведь именно в Крыму принял Крещение Святой Равноапостольный князь Владимир, от древней Христианской традиции, привитой однажды Таврическим землям Святым Апостолом Андреем Первозванным. Не останется неохваченной и тема крымской архаики, как раз уходящая в апостольскую эпоху, когда влияние Древней Греции на культуру Тавриды было значительно – как и влияние на формирование Древней Русской культуры.

Татьяна Горелова. Шторм. 1979
Татьяна Горелова.
Шторм. 1979
Виктория Афонская. Портрет Марины Цветаевой
Виктория Афонская.
Портрет Марины Цветаевой
Татьяна Горелова. Розовый миндаль. 1979
Татьяна Горелова.
Розовый миндаль. 1979

На открытии выставки «Русская литература и Крым» представят свою поэтическую творческую программу современные русские поэты объединения ДООС – во главе с поэтом Константином Кедровым. Константин Кедров и Елена Кацюба представят новый номер журнала «ПОэтов», посвященный Крыму, где они бывают ежегодно на литературных фестивалях.   В этом сезоне наши постоянные участники-поэты ДООС-цы предстанут перед посетителем  и в самой экспозиции – несколько портретов посвящено современникам, читающим и пишущим в Крыму.

И, конечно же, будет на выставке «Русская литература и Крым» наше неизменное и постоянное посвящение Марине Цветаевой – зашифрованное движением кисти в морских пейзажах и в цветении миндальных деревьев, что таинственно и удивительно точно определяет тему изначально и, как знать, возможно, что это - навсегда...

Художник Маргарита Сюрина,  руководитель проекта «Портрет Российской Словесности»

Маргарита Сюрина. Поэт Елена Кацюба. Буква И с точкой. 2016
Маргарита Сюрина. Поэт Елена Кацюба. Буква И с точкой. 2016